Турист Нина Нина (Nina_nina)
Нина Нина
была вчера 20:55
Фотоальбом

Петербург, лето 2018 (ч.3). Павловск

Россия: полезная информация

О прекрасных пригородах Петербурга на сайте спета не одна песня. И вот ещё! О Павловске, о его парках. Павловск — прекрасен!

В Павловске я была несколько раз (и во дворце и в парке), но это было давно, последний — лет восемь назад. В этом году повезло побывать дважды: в дождливую субботу — на фестивале «Императорский букет» и в жаркий будний день. Поэтому в альбоме будут фото и в дождь и в солнце…

Павловский парк очень большой — 600 гектаров. Рядом с ним есть парк поменьше, но тоже большой — Мариенталь, 250 га. Помня об этом, я перед поездкой на всякий случай позвонила в информационный центр музея-заповедника и узнала, что по парку разрешено передвигаться на велосипедах (ура!), и есть прокат. Это очень кстати, всем советую при возможности. Но у меня имеется личный двухколесный друг — довезла его на электричках из Петергофа без особых проблем. К сожалению, в другой день — день открытия фестиваля «Императорский букет» шел дождь, поэтому решено было ехать без велосипеда и передвигаться пешком, но непогода с периодическими тропическими ливнями прогнала меня из Павловска раньше, чем хотелось….

История знаменитой загородной резиденции начинается с момента основания Павловска — в 1777 г., с тех пор как императрица Екатерина Вторая подарила эти земли своему сыну, цесаревичу Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровне в честь рождения у них первенца — будущего императора Александра Первого. Еще при жизни Павла, предпочитавшего Гатчину, хозяйкой Павловска стала императрица Мария Федоровна. После ее кончины в 1828 году Павловск передавался по наследству в семье Романовых, а после революции 1917 года был преобразован в музей.

В альбоме использованы материалы с сайта ГМЗ «Павловск»

Павловский дворцово-парковый ансамбль. План. Фото из интернета.
Павловский дворцово-парковый ансамбль. План. Фото из интернета.
На плане хорошо видно, что парк разделен на семь условных районов. Самая парадная часть - Придворцовый район. Здесь на сравнительно небольшой территории вокруг дворца, сосредоточено большое количество архитектурных сооружений. Огромную площадь занимают "Большая звезда" и "Белая Береза", здесь очень живописные места - это преимущественно лес, пруды, поляны. Очень привлекательный район " Долина реки Славянки", название говорит само за себя. Другие районы -"Новая Сильвия" и " Старая Сильвия" по площади намного меньше, их в основном и посещают туристы.
Район Большая звезда
Район Большая звезда
Альбом начну с велопрогулки в ясный день. Один из входов в Павловский парк находится напротив ж/д вокзала, куда прибывают электрички из Петербурга. Переходим дорогу, покупаем билеты (для пенсионеров бесплатно) и сразу попадаем в роскошный лес, расчерченный длинными дорожками. На улице - жара, но в парке хорошо и в помощь мне велосипед. Покрутилась немного в привокзальной части парка (район Большая звезда) и выехала на дорожку, ведущую к Круглому залу
Круглый зал возвели в 1799 г.. Павильон использовался для концертов и был известен как Музыкальный салон. В 1837 году при строительстве железной дороги мимо Круглого зала прошла линия железнодорожных путей, и павильон обслуживал железную дорогу. Во время Великой Отечественной войны павильон пострадал, в 60-х годах его отреставрировали, а сейчас в павильоне по выходным дням проводят камерные концерты.
В этой части парка устроено несколько живописных прудов. На тех, что побольше, отдыхают и купаются местные жители, а берега тех, что поменьше, выглядят совершенно дикими. Вокруг прудов проложены извилистые дорожки, есть скамейки, маленькие полянки - прекрасные места для семейного отдыха.
В районе "Большая звезда" я осмотрела пруды, поплутала по тропинкам, заглянула (через забор) на территорию садоводства Боде....и повернула к реке Славянке, к Пиль-башне. Этот павильон (1797 г.) внешне похожий на "пильную мельницу" являлся данью моде своего времени и служил местом отдыха во время прогулок по парку. Стены постройки расписаны, создавая иллюзию полуразрушенного павильона, а крыша покрыта соломой.
У подножия Пиль-башни находится мост через Славянку, с которого открываются замечательные виды. Вдали среди деревьев заметна белая колонна в районе Новая Сильвия. Название "Сильвия" происходит от латинского silva, что значит "лес".
К колонне ведут несколько дорожек...Подъехала поближе. Мраморная колонна "Конец света" была установлена в 1784 году и названа так по месту установки - здесь заканчивался Павловский парк. Но до настоящей границы парка еще далеко. Колонна хорошо сохранилась и до сих пор находится на своем историческом месте в "Новой Сильвии".
Недалеко от колонны на диком участке леса (сразу и не заметишь) стоит скульптура "Апполон Мусагет" (1798 г.) -.копия с античной мраморной статуи (оригинал находится в Ватикане),
На территории Новой Сильвии, желая увековечить память о своем супруге, вдовствующая императрица Мария Федоровна в 1809 году установила монумент в виде древнеримского храма. Вход внутрь закрыт, но сквозь решетчатые двери хорошо виден мраморный кенотаф, украшенный рельефом с изображением скорбящего семейства Павла I и плакальщицы в короне – олицетворение скорбящей Марии Федоровны.
Этот мавзолей является архитектурной доминантой района Новая Сильвия. На фронтоне памятника надпись - "Супругу-благодетелю", на противоположной стороне слова "Павлу I-му Императору и Самодержцу Всероссийскому. Родившемуся сентября 20-го дня 1754 года. Скончавшемуся марта 11-го дня 1801 года». Во фризе изображены плачущие маски.
Мавзолей стоит на небольшом холме. Вокруг еловый лес, а впереди - узкая тропинка на заросшей просеке.
Мавзолей стоит на небольшом холме. Вокруг еловый лес, а впереди - узкая тропинка на заросшей просеке.
Раньше из Новой Сильвии можно было быстро попасть в район Старой Сильвии, но мост оказался на реставрации и закрыт. Пришлось объезжать вокруг Розовопавильонных прудов, но меня это ничуть не расстроило.
Розовый павильон стоит на границе трех районов: Старой Сильвии, Белой березы и Парадного поля. В конце XVIII века земли за Парадным полем жаловались придворным императора Павла I. Так один участок был пожалован князю Алексею Борисовичу Куракину, тайному советнику и на планах 1799 г. дом Куракина значится на месте будущего Розового павильона. В 1806 г. Куракин продает свой дом генералу от инфантерии князю П.И. Багратиону, который был назначен военным комендантом города Павловска.
Позже этот участок переходит в казну Марии Федоровны. Она пристраивает к Розовому павильону большой танцевальный зал, чтобы устроить праздник, посвященный торжественному возвращению Александра I после победы над Наполеоном........ Разрушенный в годы немецкой оккупации, Розовый Павильон возрожден в своем первоначальном виде в 1990-х годах. Вокруг разбит шикарный розарий.
От Розового павильона идет аллея в район Белая береза. Площадь района 248 га. Здесь нет ни сооружений, ни скульптуры, ни водоемов, здесь раскинулся парк с русскими лесами, рощами, лугами. Центром района была большая поляна с хороводом берез, но в войну почти все березы были вырублены, позже поляна заросла, район одичал. Многое сейчас приведено в порядок, но в проекте остается восстановление дорог и посадка деревьев.
Просторы района Белая береза. Очень красиво!
Просторы района Белая береза. Очень красиво!
После непродолжительной прогулки по району Белой березы я вернулась к Розовому павильону, проехала мимо пруда  и  свернула в Старую Сильвию. На фото Розовопавильонный пруд. Вид с Оленьего моста
После непродолжительной прогулки по району Белой березы я вернулась к Розовому павильону, проехала мимо пруда и свернула в Старую Сильвию. На фото Розовопавильонный пруд. Вид с Оленьего моста
В районе Старая Сильвия парк имеет лучевую планировку. В центре - поляна, от которой отходит 12 лучей - аллей. В конце каждой находится либо скульптура, либо какой-то памятник.
В районе Старая Сильвия парк имеет лучевую планировку. В центре - поляна, от которой отходит 12 лучей - аллей. В конце каждой находится либо скульптура, либо какой-то памятник.
В центре поляны - бронзовая статуя Аполлона Бельведерского, по окружности - статуи античных богинь и муз.
По кругу установлены - Муза Эвтерпа, Муза Мельпомена, Муза Талия, Муза Терпсихора, Муза Эрато, Гермес Флорентийский, Венера Каллипига, Муза Полигимния, Муза Каллиопа, Муза Клио, Муза Урания, Флора. На концах радиальных аллей - три статуи дочерей Ниобеи, статуи сына Ниобеи и Актеона. В конце дорожки за спиной Аполлона в центре площадки находится скульптура Боргезского бойца.
Осмотрев скульптуры, обратим внимание на памятники. На фото - памятник Вячеславу Константиновичу, младшему сыну великого князя Константина Николаевича и его супруги Александры Иосифовны
В изящной чугунной беседке на груде нагроможденных камней сидит печальный мраморный ангел. Он смотрит на медальон - портрет юного великого князя, умершего в 1879 году в возрасте 17 лет..
Другая аллея приводит к Памятнику родителям. Павильон возведен в 1780-х г. по желанию Марии Федоровны (до перехода в православие - София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская). Находится он в отдаленной части парка и окружен стеной хвойных деревьев. В нише павильона установлены памятные доски "Сестре моей Фридерике" (герцогиня Шлезвиг-Гольштейн-Ольденбургсая), другой сестре Елизавете (эрцгерцогиня Австрийская),брату - Карлу Вюртембергскому. В центре ниши - мемориальная скульптура родителям Марии Федоровны - герцогу Фридрих Евгению Вюртембергскому и матери -герцогине Фридерике Доротее. ........Да в Старой Сильвии тянет на философию, на размышления о бытие. Не зря аллея-луч здесь носит название Философской
С высокого берега Старой Сильвии открывается великолепный вид на реку Славянку...
С высокого берега Старой Сильвии открывается великолепный вид на реку Славянку...
Еще одно интересное место в Старой Сильвии - Амфитеатр. Находится он также на высоком берегу реки Славянки в конце одной из 12-ти аллей. Амфитеатр, как садовая затея в духе античных увеселительных сооружений, был построен в 1793 году, как памятник цесаревичу Николаю Александровичу, рано ушедшему из жизни,
Вид с Амфитеатра. Полюбовавшись на долину реки с высокого берега (чуть дальше есть смотровая площадка со скамеечками) я продолжила прогулку в Придворцовом районе, куда добралась не спеша минут за пять-десять.
Придворцовый район.
Придворцовый район.
Рядом с Тройной липовой аллеей на Вольерном участке в 1914 году был установлен памятник императрице Марии Федоровне. В годы фашистской оккупации памятник был незначительно поврежден, а перед ним устроено кладбище офицеров вермахта. В 2005 году после эксгумации останков немецких офицеров, планировка участка была воссоздана.
Далее осмотрела Вольер. Очень мне нравится фигурный пруд около этого павильона.
В центре пруда установлена мраморная статуя Венеры-купальщицы. Берега утопают в зелени - здесь много цветущих кустарников. Вокруг павильона разбиты клумбы Красота!
Тройная липовая аллея приводит нас к Павловскому дворцу. Дворец был построен в 1787 году на месте деревянного дворца Паульлюст («Радость Павла»). Руководил работами прославленный архитектор Чарльз Камерон.
Павловский дворец. Фото из интернета.
Павловский дворец. Фото из интернета.
После вступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорской резиденцией. Придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна значительно расширил дворец в 90-х годах XVIII века. Он возвел вторые этажи над служебными корпусами, пристроил к ним два новых полуциркульных флигеля, почти замкнувшие парадный двор. На один этаж выросли и галереи-колоннады.
Перед дворцом в 1872 году был установлен памятник императору Павлу I – копия статуи работы И.Витали, которая находится перед Большим Гатчинским дворцом.. Вокруг памятника устроен цветник в виде мальтийского креста.
В дни Великой отечественной войны Павловск был оккупирован немцами. При отступлении в 1944 году дворец был подожжен, но, к счастью, некоторые помещения сохранили внутреннюю отделку. .Сложный процесс реставрации Галереи Гонзаго завершился только в 2011 году. .Всего же в период 1941-44 гг. было утрачено 8715 из имевшихся 22133 музейных предметов Павловского дворца.
Сильное впечатление производит Галерея Гонзаго - уникальный архитектурно-фресковый ансамбль,, единственный в Северной Европе образец наружной фресковой живописи столь большой площади: 350 кв. метров - настенной и 200 кв.метров - потолочной.
"Чудо Павловска" - так называли Галерею Гонзаго современники. Утверждали, что птицы пытались влететь в созданный декоратором иллюзорный мир, а собаки - вбежать. Одни разбивались о стену насмерть, вторые — повреждали носы.
Дворец стоит на высоком холме около речки Славянки. От северного флигеля дворца вниз к реке ведет каменная лестница, которую называют Итальянской . Наверху лестницы устроена площадка, украшенная балюстрадой и чугунными вазами.
От каменной лестницы по холму проложена живописная тропа - прекрасная смотровая площадка. Отсюда открываются превосходные виды на извилистую речку, зеленые луга и Храм Дружбы, Этот павильон - шедевр классической парковой архитектуры, созданный Ч. Камероном в 1782 г. . Храм является доминантой района Долины реки Славянки и предназначался для устройства обедов и небольших концертов.
Вид на холм  (с него сделано предыдущее фото) от Храма Дружбы
Вид на холм (с него сделано предыдущее фото) от Храма Дружбы
Почти дремучий лес на левом берегу реки Славянки около Каскада недалеко от Храма Дружбы
Справа от места, откуда сделана эта фотография, находится павильон "Холодная баня". Осмотреть вблизи павильон и мост мне не удалось - территория павильона была огорожена забором, идет реставрация. На фото - на левом берегу реки (напротив Павловского дворца) видна среди деревьев Колоннада Аполлона. Её возвели 1782 году.
Находясь в заграничном путешествии, хозяйка Павловска писала управляющему К.И. Кюхельбекеру из Италии: «Колоннада и Храм в Павловске мне дороже всех красот Италии».В соответствии с античным мифом Колоннада должна была олицетворять гору Парнас, где обитал Аполлон и музы, а каскад – Кастальский ключ - источник вдохновения.
Вид на дворец с левого берега Славянки. Справа от дворца находится замечательный Собственный садик, куда можно попасть по отдельному входному билету.  С левого берега реки во дворец и садик можно пройти по дорожке, ведущей мимо Большого Каменного моста.
Вид на дворец с левого берега Славянки. Справа от дворца находится замечательный Собственный садик, куда можно попасть по отдельному входному билету. С левого берега реки во дворец и садик можно пройти по дорожке, ведущей мимо Большого Каменного моста.
По Большому Каменному мосту улица Садовая города Павловска пересекает реку Славянку.. Под мостом устроена плотина для сбора и хранения воды в Мариентальском пруду. Пруд и Мариентальский парк я увижу позже и, к сожалению, увижу только его часть... не успела, пора было поворачивать к вокзалу и возвращаться домой..
А теперь немного фото с фестиваля "Императорский букет" . К сожалению, в тот день полдня шел то мелкий дождь, то тропический ливень.
21 -22 июля в ГМЗ "Павловск" проходил XVIII Международный фестиваль цветочного и ландшафтного искусства "Императорский букет". До 21 июля стояла солнечная погода, но именно в этот день случилась засада - дождь!. Публика, вооруженная зонтами и плащами, на фестиваль все-таки приехала и праздник состоялся..Из-за дождя фотоаппаратом пользовалась редко, сделала немножко фото на телефон
Хозяйка дворца, императрица Мария Фёдоровна, любила украшать Павловский парк цветами. Фестиваль продолжает эту традицию с 2001 года. На фото - флористическая композиция "Комплимент" от ГМЗ "Царское Село".
Тема фестиваля - "Прекрасные виды - Волшебные цветы" была посвящена двум историческим датам: 240-летию венчания великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны и 200-летию свадьбы великой княжны Анны Павловны и принца Оранского, ставшего впоследствии королем нидерландским Вильгельмом II. На фото - Флористическая композиция "Музыка садов" от ГМЗ "Петергоф"
Композиция из цветов и обычной капусты от музея "Исаакиевский собор".
Около цветочных композиций было ну очень много желающих сфотографироваться, а на Итальянской лестнице особенно. Поэтому - фото из интернета. Цветочные композиции (в том числе букеты, арки, клумбы) были представлены на разных участках парка, а в павильонах проводились концерты, но я не была ни на одном, кроме концерта около дворца на открытии фестиваля. Дождь помешал моим планам.
Букет около памятника Марии Федоровне
Букет около памятника Марии Федоровне
Вазон около Вольера. Все цветочные композиции, что мне удалось увидеть, были очень красивыми, и дождь им был на пользу. Но больше всего мне понравилось в Собственном садике императрицы.
В Собственном садике очень эффектно смотрелась аллея роскошных букетов. Сам садик - очаровательный. Он имеет четкую геометрическую планировку в духе небольших французско-голландских садов, главная аллея с вазами типа кратеров (Италия 18 века) ведет к Павильону Трех граций. В дни фестиваля эти мраморные вазы преображаются до неузнаваемости.
Собственный садик расположен под окнами личных комнат императрицы у южного фасада Павловского дворца. На фото - цветочный партер садика.
"Императорский букет" в Собственном садике
"Императорский букет" в Собственном садике
"Императорский букет" в Собственном садике
"Императорский букет" в Собственном садике
"Императорский букет" в Собственном садике
"Императорский букет" в Собственном садике
Сильный ливень застал меня в Павильоне Трех граций (т.е.под крышей, повезло)..... В 1803 г. император Александр I подарил матери (Марии Федоровне) мраморную скульптуру "Три грации", копию со скульптуры Антонио Кановы. выполненную итальянцем Паоло Трискорни из цельного куска каррарского мрамора. Эта скульптурная группа, поставленная в центре павильона, гармонично вписалась в его архитектуру и с этого момента павильон стал называться Павильоном Трех граций.
Но вернемся в солнечный день. ..Чтобы посмотреть Мариентальский парк я вышла с территории ГМЗ "Павловск" около дворца и перешла на другую сторону улицы Садовой  На фото - Павильон Трех граций из парка Мариенталь.
Но вернемся в солнечный день. ..Чтобы посмотреть Мариентальский парк я вышла с территории ГМЗ "Павловск" около дворца и перешла на другую сторону улицы Садовой На фото - Павильон Трех граций из парка Мариенталь.
Парк Мариенталь
Парк Мариенталь
Пруд Мариенталь часто использовали для проведения праздников и народных гуляний. Парусные и гребные суда были обязательным элементом этих праздников.....На другом берегу пруда возвышается Обелиск основанию Павловска. Обелиск построен по проекту главного архитектора Павловска — Чарлза Камерона. На чугунной доске высечена надпись: «Павловское начато строить в 1777 году».
В 1792-1794 гг. на высоком берегу пруда был возведён декоративный парковый павильон Большой Трельяж, построена гранитная пристань и лестница, которую украшали скульптуры. Павильон не сохранился, а некоторые скульптуры были перенесены на новое место- львов сейчас можно видеть около Павловского дворца, а Венеру - на фигурном пруду около Вольера.
От пруда я вернулась назад по улице Садовой до памятника Штраусу. Памятник  - подарок Австрии, был открыт в 2003 году, точная копия памятника Иоганну Штраусу, установленного в Городском парке Вены. В Павловске  это памятник появился не случайно - Иоганн Штраус работал в Павловске в течение десяти летних музыкальных сезонов - с 1855 по 1865 гг.
От пруда я вернулась назад по улице Садовой до памятника Штраусу. Памятник - подарок Австрии, был открыт в 2003 году, точная копия памятника Иоганну Штраусу, установленного в Городском парке Вены. В Павловске это памятник появился не случайно - Иоганн Штраус работал в Павловске в течение десяти летних музыкальных сезонов - с 1855 по 1865 гг.
далее я свернула на улицу  Красного Курсанта, чтобы увидеть церковь Святого Николая Чудотворца - с 1898 года это гарнизонный храм города Павловска.. Каменный храм был построен в 1902 г. на месте деревянной церкви (1841 г.,), предназначавшейся для солдат и офицеров Образцового Кавалерийского полка, казармы которого стоят рядом, но ждут реставрации
далее я свернула на улицу Красного Курсанта, чтобы увидеть церковь Святого Николая Чудотворца - с 1898 года это гарнизонный храм города Павловска.. Каменный храм был построен в 1902 г. на месте деревянной церкви (1841 г.,), предназначавшейся для солдат и офицеров Образцового Кавалерийского полка, казармы которого стоят рядом, но ждут реставрации
Ажурный крест, установленный на центральной главе имеет в середине шлифованные стекла и, когда свет преломляется о грани, то от креста идут радужные отражения (не увидела, наверное, солнце было в неправильном месте). Удивителен и  купол, благодаря которому в церкви особенное освещение. Такой проект был новинкой для северной России. У церкви сложная судьба. Её закрыли в 1933 году, приспособили под клуб, потом склад, во время войны церковь вновь открыли, службы велись  с  1941 по 1943 год.  После войны опять закрыли, в помещении разместились мастерские по ремонту военной техники.  С 1991 года церковь вновь передана верующим.
Ажурный крест, установленный на центральной главе имеет в середине шлифованные стекла и, когда свет преломляется о грани, то от креста идут радужные отражения (не увидела, наверное, солнце было в неправильном месте). Удивителен и купол, благодаря которому в церкви особенное освещение. Такой проект был новинкой для северной России. У церкви сложная судьба. Её закрыли в 1933 году, приспособили под клуб, потом склад, во время войны церковь вновь открыли, службы велись с 1941 по 1943 год. После войны опять закрыли, в помещении разместились мастерские по ремонту военной техники. С 1991 года церковь вновь передана верующим.
С улицы Красного Курсанта повернула в парк Мариенталь к крепости БИП. На этом месте до основания Павловска были развалины шведских земляных укреплений времен Северной войны. После того, как Екатерина II подарила эти земли своему сыну Павлу, здесь были построены два «охотничьих» домика в голландском стиле — Паульлюст («Павлова утеха») и Мариенталь («Марьина долина»), названные по имени своих владельцев - Павла Петровича и Марии Фёдоровны.
Позднее на месте Паульлюста был возведён Павловский дворец, а на месте Мариенталя Павел пожелал видеть увеселительный или потешный замок.  Валы шведской крепости подсыпали, через ров перебросили мост и в 1798 году здесь появляется дворец Мариенталь (другое  неформальное название -  Бибс или Бип) - двухэтажный замок (в плане пятиугольный) с двумя башнями (в плане овальными) и внутренним двором
Позднее на месте Паульлюста был возведён Павловский дворец, а на месте Мариенталя Павел пожелал видеть увеселительный или потешный замок. Валы шведской крепости подсыпали, через ров перебросили мост и в 1798 году здесь появляется дворец Мариенталь (другое неформальное название - Бибс или Бип) - двухэтажный замок (в плане пятиугольный) с двумя башнями (в плане овальными) и внутренним двором
Поскольку крепость строилась с учётом правил классической фортификации, Павел велел приписать её к военному ведомству и оснастил 28 артиллерийскими орудиями. Мариенталь числился в реестре военных крепостей империи вплоть до 1811 года. На заходе солнца поднимали разводной мост, в полдень делали выстрел из пушки.
Поскольку крепость строилась с учётом правил классической фортификации, Павел велел приписать её к военному ведомству и оснастил 28 артиллерийскими орудиями. Мариенталь числился в реестре военных крепостей империи вплоть до 1811 года. На заходе солнца поднимали разводной мост, в полдень делали выстрел из пушки.
После смерти Павла крепость использовалось в гражданских целях - как школа, лазарет, городское училище. После революции в октябре 1919 года во время успешного наступления белых на Петроград, здесь размещался штаб армии Юденича. Позже здание отдали под детский дом, потом военкомат. Во время войны крепость сгорела и до середины 2000-х годов стояла в развалинах. Не так давно её отремонтировали - сейчас здесь частная VIP гостиница с рестораном.
Здание со всех сторон окружено забором. Зайти на территорию мне не удалось - калитка была закрыта. Попасть в замок можно, если заранее заказать столик в ресторане.
Здание со всех сторон окружено забором. Зайти на территорию мне не удалось - калитка была закрыта. Попасть в замок можно, если заранее заказать столик в ресторане.
Я объехала крепость со всех сторон, увидела половину парковой территории, но посмотреть остальную часть времени не хватило - пора было возвращаться домой.
Комментарии к альбому