Турист Нина Нина (Nina_nina)
Нина Нина
была 30 апреля 10:16
Фотоальбом

Моряк-художник Боголюбов. Выставка в Третьяковской галерее

Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения»  проходила в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 15.09.23 по 21.01 24. Я побывала на выставке в январе, начала готовить альбом, но работу не закончила…а сейчас к ней вернулась — узнала, что в Центральном военно-морском музее в Петербурге, где находятся основные коллекции художника, в феврале открылась выставка «Посвящение. К 200-летию со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова». Она будет работать до сентября, надеюсь, что смогу увидеть и эту выставку.

Далее немного информации из Википедии и с выставки:

Алексей Петрович Боголюбов (1824 — 1896) — русский художник-маринист, мастер русской батальной марины и пейзажной живописи. Член Совета, академик Императорской Академии художеств, профессор живописи морских видов.

«Это прежде моряк, а потом художник», — так представил Боголюбова Александр II австрийскому императору на международной выставке в Вене в 1873 г. По работам этого художника специалисты изучали и изучают морскую историю — картины Боголюбова отличаются точностью в изображении кораблей, топографических особенностей ландшафта, эпизодов морских боев… Художник воссоздал не только исторические события, сцены кораблекрушений, военных парадов, но и будни российского флота. В своих работах он выступает документалистом и не использует романтические эффекты, присущие произведениям Ивана Айвазовского.

Боголюбов — создатель гидрографических атласов военного назначения и «портретов» кораблей, автор замечательных образов Москвы, Петербурга и приволжских городов. Активный участник Товарищества передвижных выставок, создатель Общества русских художников в Париже, коллекционер, основатель первого в России общедоступного художественного музея имени Радищева в Саратове, которому он завещал все свое имущество и капитал.

Основные коллекции находятся в Центральном военно-морском музее и Высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе (бывший Морской кадетский корпус) в Петербурге, отдельные работы — в Русском музее, Третьяковской галерее, Саратовском музее им. А. Н. Радищева и других.

Некоторые эпизоды биографии художника:

— родился в 1824 году в селе Померанье Новгородской губернии. Отец — Петр Гаврилович Боголюбов, отставной полковник, участник войны 1812 года, умер, когда мальчику было 3 года. Мать — Фёкла Александровна Радищева, дочь «опального писателя и бунтовщика» А. Н. Радищева;

— в восьмилетем возрасте Алексея Боголюбова отдают в Александровский малолетний кадетский корпус в Царском Селе, затем переводят в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге;

— будучи кадетом начинает заниматься живописью. После окончания Морского корпуса молодой офицер служит на кораблях, ходит в заграничные плавания и продолжает рисовать;

— в 1849—1850 гг. в составе команды императорской яхты «Камчатка», на борту которой находился президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский, совешает путешествие на остров Мадейру. Во время путешествия посещает художественные музеи в Лондоне, Амстердаме, Брюсселе, на Мадейре общается с К. П. Брюлловым;

— по совету герцога Лейхтенбергского решает посвятить себя изобразительному искусству;

— с 1851 г. обучается в Академии художеств. Для зачисления Боголюбова в Академию с оставлением во флоте (так как он не имел других средств к существованию, кроме казенного жалования) герцог Лейхтенбергский получил от Николая I специальное разрешение;

— другие факты биографии художника — в пояснениях к фотографиям.

Инженерный корпус Третьяковской галереи. Лаврушинский переулок 12.
Инженерный корпус Третьяковской галереи. Лаврушинский переулок 12.
Выставка "Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения" проходила в залах Инженерного корпуса. На выставке было показано около 120 живописных и графических произведений художника, а также документы, книги из 16 музейных, архивных и частных собраний.
 И.Е.Репин.
И.Е.Репин. "Портрет А.П. Боголюбова". 1876 г. Художественный музей им. А.Н. Радищева. Саратов.
В табеле о рангах Боголюбов занимал ступень действительного тайного советника, состоял кавалером орденов святого Станислава, святого Владимира, святой Анны нескольких степеней. Франция, где Боголюбов долго жил и работал, отметила заслуги Алексея Петровича офицерским и командорским крестами Почетного легиона.
Зал выставки
Зал выставки
В первом зале были представлены работы Боголюбова начала 1850-х годов, написанные во время учебы в Академии художеств. "Моряк-художник" – так сам себя называл художник-пейзажист и морской офицер.
На выставке
На выставке
.
"Вид на Смольный монастырь с Большой Охты". 1851. Третьяковская галерея. Москва.
С 1851 по 1853 гг. Боголюбов является учеником Императорской Академии художеств. В 1852 г. за картину «Вид на Смольный монастырь с Большой Охты», а также еще за две картины («Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями» и «Отбытие Е. И. В. герцога Лейхтенбергского из Лиссабона»), был награжден малой золотой медалью.
"Вид на Смольный монастырь с Большой Охты". 1851. Фрагмент.
Учился Боголюбов в классах пейзажной живописи у М. Н. Воробьева и батальной живописи у Б. П. Виллевальде. Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины 19 века.
"Петербург при заходе солнца". Начало 1850-х. Русский музей.
...Величественный город, прекрасная архитектура, много неба, воды, воздуха...простор!.(Размер картины 103 x 151см)
"Петербург при заходе солнца". Начало 1850-х. Фрагмент
Боголюбов очень точен в деталях: тщательно прописаны элементы зданий, скульптуры, в том числе львы на набережной, деревянная пристань, лодки, плывущие по Неве.
"Вид на Ревель с моря". 1852. Дар И.С.Зильберштейна 1986г. Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Москва.
Художник запечатлел вид на Ревель, когда город входил в состав Российской Империи (с 1919 г. Таллин)
"Вид на Ревель с моря". 1852. Фрагмент.
Ревель был отвоеван у шведов в 1710-м году во время Северной войны России со Швецией и официально перешел в состав России по Ништадскому мирному договору 1721 года.
"Вид города Ревель" 1853. Череповецкое музейное объединение. Череповец.
Буквально через год после написания этой картины, Ревель в ходе Крымской войны был блокирован англо-французским флотом. Мрачная военная атмосфера передана через разгул стихии: над городом сгустились черные тучи, а в бурном море маленькие фигурки моряков пытаются справиться с бушующими волнами.
"Вид города Ревель" 1853. Фрагмент
В 1853 году за исполненные виды Ревеля Боголюбов получает Первую (большую) золотую медаль и звание классного художника 1-й степени с правом пенсионерской поездки за рубеж. В этом же году Боголюбова увольняют из флота и причисляют к Главному Морскому штабу в звании художника.
"Катание на Неве".1854. Третьяковская галерея. Москва.
"Катание на Неве" было написано незадолго до пенсионерской поездки по Европе. Панорама Невы запечатлена в красивый зимний день. Много неба, много воздуха. Фото, к сожалению, не отражает истинных красок полотна. (Размер картины 130 х 230 см)
"Катание на Неве".1854. Фрагмент.
Интересно рассматривать детали картины. Здесь изображено народное гуляние на Неве: видим деревянный театр, где проходит ярмарочное представление, небольшие лавочки с бойкой торговлей, жителей города, которые на санях, верхом на лошадях переправляются по льду с одного берега реки на другой... А на переднем плане - лошадки, везущие сани с большими глыбами невского льда...Обратите внимание на флаг. Оказывается, в то время расположению цветов на флаге не придавали особого значения.
"Катание на Неве".1854. Фрагмент.
Боголюбов тщательно выписывает детали - костюмы горожан, сани, повозки....
"Кронштадтский рейд". 1855. Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого. Санкт-Петербург.
После окончания Академии Боголюбов едет в Европу в качестве пенсионера. На фото - картина, на которой художник изобразил военные корабли, стоящие на рейде.
"Кронштадтский рейд". 1855. Фрагмент.
Солнце уже зашло и слабо освещает линию горизонта...на море спокойно. Слева - форт Александр I - мощное оборонительное сооружение по тем временам.
"Венеция ночью". 1856 г. Тульский музей изобразительных искусств
В качестве пенсионера Академии художеств Боголюбов работает в Швейцарии, Германии, Италии. На фото - "Венеция ночью" в праздник " Обручение с морем", посвященного морскому владычеству Венеции. Художник показал пышный корабль дожа и традиционные венецианские гондолы, дворцы 16 века, знаменитый собор Санта Мария делла Салюте.
"Венеция ночью". 1856 г. Фрагмент.
Главным выразительным средством в картине становится свет. Особая атмосфера создается изображением на гондолах горящих факелов и фонариков.
"Ярмарка в Амстердаме". 1860 г. Русский музей. Санкт-Петербург
В те годы пейзажисты увлекались пейзажами лунных ночей... У Боголюбова ночной Амстердам выглядит мистически и впечатляюще.
"Ярмарка в Амстердаме". 1860 г. Фрагмент.
В этой работе художник также уделяет особое внимание свету от фонарей и факелов.
Эскиз картины
Эскиз картины "Синопское сражение 18 ноября 1853 года". Между 1857-1859 гг. Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого. Санкт-Петербург.
Начавшаяся Крымская война (1853 - 1856 гг.) дала новое направление творчеству А.П.Боголюбова. Николай I поручил ему исполнить серию картин по истории Крымской войны. Художник едет на Дунай, на побережье Черного моря.
Эскиз картины
Эскиз картины "Синопское сражение 18 ноября 1853 года". Фрагмент.
В крепости Исакчи, в Константинополе, в Синопе Боголюбов делает сотни рисунков и этюдов, и только после этого приступает к исполнению заказа императора. Картины приобретает Александр II (Николай I умер в 1855 году).
"Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция)" . Около 1859 г. Русский музей. Санкт-Петербург.
Благодаря опыту и знаниям морского офицера, а также постоянному изучению натуры, Боголюбов выработал свой стиль, став, по мнению своих современников, анти-Айвазовским в жанре марины.
"Голландские корабли в порту". 1860-е. Собрание А.Г.Егорова, Москва
В 1860-м году Боголюбов возвращается из пенсионерской поездки в Петербург и представляет на выставке батальные полотна, посвященные Крымской войне, а также картины и этюды с видами Италии, Голландии, Нормандии. За свои работы Боголюбов удостаивается звания профессора Академии художеств "по живописи морских видов".
"Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года". 1866 г. Русский музей.
По заказу императора Александра II Боголюбов пишет серию картин "Петровские морские походы", посвященную победам русского флота при Петре I. Каждая из картин - это реконструкция исторического события. На большом полотне (230 х 380 см) "Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года" художник изобразил момент окружения больших шведских кораблей боевыми лодками и галерами русской эскадры.
"Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года". Фрагмент.
Большое внимание, как всегда, Боголюбов уделяет деталям - он не только художник, он - морской офицер. Он с документальной достоверностью и точностью изображает на полотне и само событие и корабли, и оружие, и форму одежды моряков.
"Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года". Фрагмент.
В Балтийском море около острова Гренгам произошло последнее крупное сражение Северной войны между Россией и Швецией. Шведский флот, преследуя эскадру под командованием Михаила Голицына, попал на мелководье и был окружен более маневренными русскими судами. Гренгамская битва окончилась победой русского флота.
"Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года". Фрагмент.
Победа в морском сражении положила конец шведскому влиянию на Балтийском море и приблизила заключение Ништадтского мира в 1721 году.
Впервые Боголюбов увидел Москву в 37 лет.
Впервые Боголюбов увидел Москву в 37 лет.
Художник с 1874 года живет за границей, тоскует по России, а 25 декабря 1881 года в доме №11 по бульвару Клиши в Париже начинает писать историю своей жизни — "Записки моряка-художника".
Некоторые живописные этюды соседствуют с рисунками из путевых альбомов. Среди них акварели, сепии, пейзажи в технике папье-пелле...В витринах - книги..
Некоторые живописные этюды соседствуют с рисунками из путевых альбомов. Среди них акварели, сепии, пейзажи в технике папье-пелле...В витринах - книги..
Путеводитель
Путеводитель "Волга от Твери до Астрахани". Санкт-Петербург, 1862 г. Третьяковская галерея.
В 1861 году в связи с работой над путеводителем Боголюбов со своим братом Николаем, живущем в Москве, совершает путешествие по Волге. Результатом явились иллюстрации к книге Н. П. Боголюбова "Волга от Твери до Астрахани" и этюды волжских городов.
"Воспоминание о в Бозе почившем императоре Александре III профессора живописи А.П.Боголюбова". 1895. Третьяковская галерея
Боголюбов был очень тесно связан с домом Романовых, у него были близкие отношения с тремя российскими императорами: с Николаем I, с Александром II, с Александром III. Благодаря этой близости к Романовым он мог решать важные для русского искусства вопросы. В частности, ему удалось снять цензурный запрет на экспонирование картины Репина "Иван Грозный и сын Иван". Ему удалось создать первый в России публичный музей в Саратове и присвоить ему имя своего деда А.Н. Радищева, опального писателя, философа. Он смог доказать Александру III, тогда ещё великому князю, что вина Радищева не так уж велика перед Россией и перед императорским домом, так как он боролся за отмену крепостного права, что, собственно, и осуществил отец Александра III, Александр II.
Этюды из путешествий впоследствии легли в основу нескольких видовых полотен Боголюбова.
Этюды из путешествий впоследствии легли в основу нескольких видовых полотен Боголюбова.
Крестный ход в Ярославле. Этюд. 1863. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Крестный ход в Ярославле. Этюд. 1863. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
.
"Вид на Казань со стороны Адмиралтейской слободы во время разлива". Этюд. Русский музей.
Этюд для картины "Вид на Казань" (1862. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан)
"Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд". 1862. Нижегородский государственный художественный музей
Боголюбов, вдохновленный красотой Волги и русских городов, в 1862 году повторяет поездку.
"Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд". 1862. Фрагмент.
.
"Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд". 1862. Фрагмент
.
"Вид Нижнего Новгорода". 1878. Русский музей.
.
"Вид Нижнего Новгорода". 1878. Фрагмент
.
"Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве". 1880. Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Дар И.С.Зильберштейна. 1986.
Художник очарован Москвой. И своё первое собственное жильё он решает устроить именно в Москве. На улице Казанской села Сущёво (ныне улица Сущёвская) в 1878 г. появляется двухэтажный деревянный особняк. Его сейчас занимает Библиотека искусств им. А. П. Боголюбова (в этом году здание закрыто на ремонт).
"Голицинская больница в Москве".1880. Русский музей
Это вариант-повторение картины "Вид на Голицинскую больницу и Нескучное (1879, частное собрание)
"Голицинская больница в Москве".1880. Фрагмент
.
"Вид Москвы от дома Хлудова".1878. Музей Москвы.
.
"Вид Москвы от дома Хлудова".1878. Фрагмент
.
"Устье Невы".1872. Третьяковская галерея
.
"Устье Невы". 1872. Фрагмент
.
"Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве". 1872. Русский музей
30 мая 1872 года в России торжественно отмечалось 200-летие со дня рождения Петра I. Боголюбову понравился праздник в Петербурге, гуляние на Сенатской площади у Медного всадника, катание по Неве на катерах. Эти впечатления легли в основу работы над картиной.
"Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве". 1872. Фрагмент.
.
"Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве". 1872. Фрагмент
Друг Боголюбова - художник К.Ф.Гун писал людей, а Боголюбов - все остальное. Оба художника изображены на полотне, рисующие на фоне памятника Петру I.
"Взятие пароходом "Россия" турецкого парохода "Мерсина". Эскиз. Не ранее 1878 г. Ульяновский областной художественный музей.
В 1877 году с началом очередной русско-турецкой войны Боголюбов едет на места сражений. Там он пишет ряд картин - эпизодов войны. На фото - эскиз-вариант картин из собраний Центрального военно-морского музея им. императора Петра Великого и Морского кадетского корпуса.
Пейзажные этюды.
Пейзажные этюды.
На выставке в отдельном зале были представлены пейзажные этюды разных лет.
Дома в Антверпене. 1854. Этюд. Русский музей.
Дома в Антверпене. 1854. Этюд. Русский музей.
Первые из них относятся к 1850-м годам - времени учебы и пенсионерской поездки по Европе, последние написаны в середине 1890-х, незадолго до смерти.
"Золотой Рог в Константинополе".1864. Третьяковская галерея
.
Синоп. Этюд. Нижегородский государственный художественный музей.
Синоп. Этюд. Нижегородский государственный художественный музей.
"Зима в Париже". Этюд. Саратовский государственный художественный музей им. Радищева
С 1874 года из-за болезни сердца Боголюбов вынужден был жить во Франции, но ежегодно летом он приезжал в Россию, где активно участвовал в художественной жизни столицы.
"Трепор. Нормандия". 1870-е. Третьяковская галерея.
.
Аркашон. 1889. Частное собрание, Москва
Аркашон. 1889. Частное собрание, Москва
.
"Гавр" 1893. Саратовский государственный музей им. А.Н.Радищева
Этюды были очень дОроги Боголюбову, он редко их продавал. Лишь дважды художник расстался с большим количеством своих этюдов: в первый раз - отдав в собрание Академии художеств, где они служили образцами для учеников, а во второй раз - в конце жизни, пожертвовав их Саратовскому художественному музею.
Василий Матэ.
Василий Матэ. "Художник А.П.Боголюбов в своей мастерской". 1883. Бумага.офорт.
Боголюбов умер 7 ноября 1896 года у себя в квартире в Париже. Тело его было перевезено в Санкт-Петербург и 25 декабря похоронено на Малоохтинском кладбище, согласно его завещанию, рядом с могилами родителей. В мае 1941 года прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. Предполагалось установить новый памятник, но место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 году.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому